Карта сайта
3 октября 2016, 08:12

Система госуправления в России должна быть открытой. Интервью Дмитрия Медведева программе «Воскресное время»

Фото пресс-службы Правительства РФ
Фото пресс-службы Правительства РФ
Премьер-министр России Дмитрий Медведев в пятницу, 30 сентября, после завершения пленарного заседания XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» ответил на вопросы ведущего программы «Воскресное время» Первого канала Валерия Фадеева

Премьер-министр России Дмитрий Медведев в пятницу, 30 сентября, после завершения пленарного заседания XV Международного инвестиционного форума «Сочи-2016» ответил на вопросы ведущего программы «Воскресное время» Первого канала Валерия Фадеева. ER.RU публикует стенограмму интервью, размещенную на официальном сайте правительства страны.

В.Фадеев: Дмитрий Анатольевич, только что закончилось пленарное заседание. Вот прямо здесь, на этой сцене, вы выступали с большим докладом, и вы в начале речи сказали о консолидации общества после выборов в Государственную думу. Как власть собирается использовать эту консолидацию? Уже говорят о возможном повышении налогов, в том числе на зарплату, социального налога, говорят о возможном изменении пенсионной системы. Что ждать людям?

Д.Медведев: Людям нужно исходить из того, что власть будет вести себя ответственно и предсказуемо. «Единая Россия» действительно добилась неплохих успехов на выборах в Государственную Думу, на выборах в законодательные органы субъектов Федерации. Мы, хочу это ответственно сказать еще раз, очень ценим то доверие, которое было оказано гражданами нашей страны курсу президента, «Единой России», правительству, и будем стараться сделать все, чтобы не обмануть надежды наших избирателей. Поэтому все решения, которые будут приниматься правительством и коллегами из Государственной думы, будут ответственными.

В нынешней ситуации любые изменения и преобразования должны быть четко поставлены в зависимость от уровня жизни людей, от их социального самочувствия. Иными словами, мы будем придерживаться в этом смысле разумно консервативного курса, будем исполнять те решения, которые были приняты еще до выборов, заниматься реализацией майских указов, будем выполнять программу правительства и, конечно, те программные установки, о которых говорили в ходе избирательной кампании. Никаких сверхъестественных, экстраординарных мер мы не планируем принимать. При этом мы обязаны провести консолидационные меры, чтобы обеспечить нормальный бюджет и исполнение социальных обязательств.

В.Фадеев: Дмитрий Анатольевич, вы в своем выступлении и в статье очень критично описывали, как функционирует государственная машина: тяжело функционирует, пробуксовывает, бюрократия часто сбоит. Здесь, на форуме, Алексей Кудрин тоже высказывал много соображений на этот счет. Что сейчас правительство планирует делать для того, чтобы госмашина работала эффективнее?

Д.Медведев: Начнем с того, что подготовкой программных документов занимаются разные институты, разные государственные организации и различные экспертные структуры - и Алексей Леонидович Кудрин этим занимается, и другие наши коллеги. Все они готовят предложения о том, каким образом могла бы страна развиваться в среднесрочной перспективе - и это очень важная работа.

Но правительство не может ждать, мы обязаны реализовывать те решения, которые были приняты. Если нужно платить зарплату, мы должны ее платить в том размере, в котором это установлено указами президента. Если нужно принимать решения о финансировании строительства дорог, мы будем принимать эти решения, для того чтобы исполнить обещания, которые давали.

Вопрос в том, как это делать, и вот именно это обсуждалось на форуме. Можно делать это так, как мы всегда делали, - через различного рода поручения, а можно попытаться внедрить в эту деятельность так называемый проектный подход с использованием проектного менеджмента, который достаточно энергично применяется в различных направлениях, включая бизнес. Понятно, что государственное управление и руководство бизнесом - это разные вещи, но отдельные элементы программного управления довольно успешно применяются в государственной жизни. Именно поэтому почти десять лет назад мы начали реализацию первых национальных проектов: выделили конкретные направления, важнейшие для людей, - здравоохранение, образование, жизнь на селе, квартиры, которые люди должны получать. Мы начали туда направлять дополнительные ресурсы и контролировать исполнение целевых показателей. Это принесло неплохой результат, все это признают.

Сейчас мы хотим использовать проектный метод для достижения важнейших показателей для жизни страны, людей, для решения задач как в социальной сфере, так и в области экономики. Это касается и образования, и здравоохранения, малого и среднего бизнеса, инфраструктурных проектов, городской среды. На это сейчас направлен новый проектный метод, который мы стараемся применить в деятельности правительства и в деятельности других органов власти, в том числе в регионах и муниципалитетах.

В.Фадеев: Дмитрий Анатольевич, вы тогда инициировали нацпроекты и руководили ими. Мне кажется, что те нацпроекты реализовывались вами во многом в обход бюрократической машины. Есть результаты и в здравоохранении, и в образовании, мы их видим, знаем. Сейчас вы говорите не о том, чтобы обойти бюрократическую машину, а о том, чтобы изменить ее. Я правильно понимаю?

Д.Медведев: Да, вы правильно понимаете. Дело в том, что бюрократическая машина потому и машина, что она старается всех подстроить под себя.

Почему так трудно бороться с бюрократическими проблемами? Это мощная сила, поэтому наша задача не в том, чтобы в обход отдельных элементов государственного управления выстроить параллельную систему. Это можно сделать в короткой перспективе, а на будущее мы должны поменять саму систему государственного управления, сделать ее более современной, открытой, мобильной.

Ведь о чем сегодня говорили на форуме? Говорили о том, что действительно наша система государственного управления во многом несет в себе черты еще советской и постсоветской эпох, когда была совершенно другая жизнь, другая экономика, другие стандарты, другие коммуникации. Мы с вами помним, что все решения до последней поры принимались в бумажной форме, необходимо было обежать огромное количество чиновников, подписать и получить согласования и визы. Это все отнимало, да и сейчас зачастую отнимает, недели, месяцы, иногда годы. А современная система коммуникации - электронное взаимодействие - позволяет решать эти задачи буквально в считанные часы.

Поэтому очевидно, что нам нужно не только подстроить эту государственную машину, но сделать ее принципиально подходящей для решения очень важных для страны задач, прежде всего социально-экономических.

В.Фадеев: Уровень муниципалитетов (мы об этом говорили) - как вы ими будете «командовать»? Муниципалитет вообще не входит в систему государственной власти и государственного управления.

Д.Медведев: Начнем с того, что большая часть тех, кто работает в муниципальном управлении, - это люди, которые разделяют наши ценности и являются сторонниками курса президента и «Единой России». Поэтому с точки зрения доведения основных результатов здесь проблем нет. Другое дело, что муниципальный уровень очень большой, сложный и требует особого внимания, в том числе к источникам финансирования муниципальных обязательств, выполнению тех огромных программ, которые в основном решаются в региональном и муниципальном разрезах. Прежде всего это жилищно-коммунальный сектор, поэтому там проблема не в том, чтобы проводить какую-то жесткую линию, а в том, чтобы найти дополнительные источники развития.

В.Фадеев: Возьмем жилье: лишь меньшая часть наших российских граждан, к сожалению, в состоянии купить жилье по ипотеке. Для любой семьи вопрос жилья очень важен. Чего здесь ожидать?

Д.Медведев: Я считаю, что мы за последнее время сделали хороший шаг вперед с точки зрения внедрения современных способов решения жилищной проблемы. Ведь как это выглядело раньше? Ждали от государства получения квартиры, фактически по договору социального найма в аренду, но, правда, с возможностью кого-то поселить, прописать и передать в конечном счете по наследству. В рыночной экономике этот механизм может обеспечивать только относительно небольшой контингент людей, поэтому главной является все-таки ипотека как способ решения жилищной проблемы. За последние годы мы существенно нарастили количество ипотечных кредитов. По сути, этот институт возник десять лет назад, и сейчас каждый год происходит прирост количества ипотечных кредитов - даже в нынешнем году, когда есть определенные сложности на строительном рынке, все равно за восемь месяцев их количество выросло.

При этом, конечно, я не могу не согласиться с тем, что стоимость ипотеки остается высокой. Это связано с действующими макроэкономическими условиями, с ситуацией на кредитном рынке и в конечном счете с теми показателями, которые дает экономика страны. В настоящий момент мы можем отметить, что рост цен замедлился, инфляция стала ниже, и это дает основание предполагать, что в относительно короткой перспективе можно будет говорить и о снижении основных банковских ставок, включая ключевую ставку Центрального банка. Понятно, что Центральный банк самостоятельно решает эти вопросы, но тем не менее при сохранении этого тренда очевидно, что ключевая ставка снизится. В этом случае мы выйдем уже на вполне приемлемые, я бы сказал, современные, цивилизованные ставки ипотечных кредитов.

Сейчас мы стараемся поддерживать тех, кто берет ипотечный заем. Есть программа поддержки, которая позволяет сбить запредельно высокую ставку с 18–20%, которая была еще совсем недавно, до относительно приемлемой, 12–13%, по которой люди готовы приобретать квартиры в ипотеку. Мы и дальше эту программу будем развивать, потому что она позволила решить жилищную проблему миллионам наших людей. Но если говорить о людях, доходы которых не позволяют взять такого рода кредит, то, конечно, мы продолжим и те программы, которые реализовывали до сих пор, - я имею в виду и предоставление жилья по договору социального найма, и ипотеку для военнослужащих.

Мы также продолжим работу в рамках нескольких программ, где ипотечная ставка достаточно низкая, потому что она субсидируется из федерального и регионального бюджетов и позволяет, в том числе молодым семьям, достаточно быстро решить эту задачу. Конечно, общее количество людей, которые таким образом получили кредиты, не такое большое, как, наверное, хотелось бы. Но это тем не менее все равно сотни тысяч российских молодых семей.

Наконец, есть и альтернативные способы решения этой задачи – например, получить землю и построить собственный дом. Такая программа, вы знаете, действует в отношении многодетных семей, а те, кто не хочет получать землю, могут взять специальное пособие, которое позволит либо приобрести жилье, либо оплатить значительную часть ипотечного взноса. То есть набор инструментов довольно широкий, и мы будем стараться делать его еще более удобным для использования гражданами.

В.Фадеев: А что касается самой цены жилья: скажем, в цену жилья входит стоимость земли, инфраструктуры (и тут мы возвращаемся к муниципалитетам), - это тоже повышает конечную стоимость жилья. Почему бы здесь не найти решения и не предоставлять землю бесплатно гражданам, которые построят там жилье? В конце концов, муниципалитет ничего не теряет.

Д.Медведев: На самом деле я с вами согласен. Муниципалитет в ряде случаев должен быть просто заинтересован в том, чтобы большее количество людей получили землю, построили там свой дом и начали развитие хозяйства. Тем самым появится и новый плательщик налогов на этой муниципальной территории, ну и будут решаться многие другие задачи.

Мы сейчас провели инвентаризацию тех земельных ресурсов, которыми располагаем. В России огромные территории, но не вся земля, конечно, пригодна для строительства жилья. Договорились о том, чтобы, в том числе с использованием новых механизмов, включая институты развития, неиспользуемые земли, пригодные для того, чтобы строить жилье, либо передавать гражданам под строительство, либо каким-то образом вовлекать их в оборот, с тем чтобы туда можно было провести коммунальную инфраструктуру, чтобы можно было подвести воду, свет, газ, ну и построить рядом всю социальную инфраструктуру, которая нужна для нормальной жизни - я имею в виду детские сады, школы, поликлиники, больницы. Такая работа сейчас идет, в том числе в рамках Агентства по ипотечному жилищному кредитованию и других институтов развития.

В.Фадеев: Дмитрий Анатольевич, когда будет экономический рост?

Д.Медведев: Экономический рост зависит от целой суммы факторов и определяется и нашими внутренними условиями, и, конечно, внешними. В настоящий момент, начну все-таки с более общих вещей, в мире наблюдается очень серьезное замедление темпов экономического роста. Это я говорю не ради того, чтобы объяснить, почему у нас все сложно, но это действительно непреложный факт, и мы должны его принимать во внимание.

Мы понимаем, в каких условиях развивается наша экономика. Она, к сожалению, отрезана и от иностранных источников финансирования, и от целого ряда иностранных поставщиков, которые давали заказы нашим производителям.

В.Фадеев: Ну, это санкции.

Д.Медведев: Я имею в виду санкции, имею в виду так называемое внешнее давление на нашу страну. Скажу прямо: это плохо, но не это главное. В нашей экономике, как известно, за десятилетия накопились структурные проблемы, то есть деформации в самой экономической системе. И я очень часто слышу: отчего вы ими не занимаетесь, почему вы это до сих пор не сделали, почему не изменили структуру экономики?.. Мы, конечно, к этому все очень стремимся, но такие задачи не решаются ни за год, ни за два, ни даже за десять, потому что нынешняя структура российской экономики берет свое начало в советской экономике, которая складывалась в течение 50-60 лет. Это и советское машиностроение, и, конечно, нефть и газ, которые являются основными статьями нашего экспорта и получения доходов, это оборонная промышленность. Вот такую экономику мы имеем. Конечно, есть и плюсы, и минусы, но тем не менее она требует реформирования, и на это требуется значительное время. Поэтому экономический рост зависит от того, насколько успешны мы будем в этих преобразованиях.

Тем не менее мы исходим из того, что в конце года вот эти негативные тренды, которые формировались в нашей экономике на протяжении последних двух-трех лет, себя исчерпают. Благодаря мерам, которые правительство предпринимало, благодаря общему оздоровлению ситуации уже в начале следующего года мы выйдем на относительно небольшие параметры экономического роста, то есть роста валового внутреннего продукта, притом что другие макроэкономические условия у нас остаются очень неплохими. У нас низкий государственный долг - это очень важно для того, чтобы страна себя чувствовала комфортно. У нас значительные объемы золотовалютных резервов, сопоставимые с первой десяткой стран мира. У нас снизилась инфляция, то есть рост цен не такой, как был в последние десятилетия, и, может быть, по итогам этого года мы выйдем на самую низкую инфляцию за всю новейшую историю, что позволяет рассчитывать и на дальнейшее экономическое развитие.

В.Фадеев: Очень важно, что вы ожидаете пусть небольшого, но все-таки экономического роста. Это будет означать, скорее всего, перелом тенденции в доходах, зарплаты начнут пусть немножко, но подрастать. Это очень важно для граждан страны.

Д.Медведев: Конечно, мы прекрасно понимаем, что в условиях падающей экономики произошли негативные изменения в социальной сфере, замедлились выплаты, произошло снижение реальных доходов у многих людей. И эту тенденцию необходимо переломить. Я думаю, что шансы для этого весьма неплохие.

В.Фадеев: Надеюсь, что получится. Спасибо вам за ваше интервью.

Ссылка для блогов