Карта сайта
27 марта 2015, 17:52

В Ярославле состоялся Всероссийский форум социальных работников

Стенограмма пленарного заседания

Председатель партии «Единая Россия», председатель правительства РФ Дмитрий Медведев в пятницу, 27 марта, принял участие в работе пленарного заседания Всероссийского форума социальных работников. ER.RU представляет стенограмму встречи:

С.Неверов: Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги!

Мы начинаем работу Всероссийского форума социальных работников, который проводится при поддержке партии «Единая Россия». Провести форум в таком широком формате для обсуждения насущных проблем в социальной сфере и определения возможных путей преодоления этих проблем предложил председатель нашей партии Дмитрий Анатольевич Медведев.

Сегодня в зале собрались социальные работники всех регионов нашей страны. В первой половине дня мы плодотворно поработали на четырёх дискуссионных площадках, где детально обсудили проблемы, которые есть в социальной сфере, а также проработали конкретные предложения по их решению. В этой работе приняли участие более 800 человек. До начала нашего заседания представители дискуссионных площадок обсудили с председателем партии Дмитрием Анатольевичем Медведевым инициативы и предложения, выработанные по итогам работы площадок.

Коллеги, если по ходу работы нашего форума у участников появятся вопросы, прошу передавать их в редакционную комиссию. Слово предоставляется Председателю Правительства Российской Федерации, председателю партии «Единая Россия» Медведеву Дмитрию Анатольевичу.

Д.Медведев: Спасибо. Добрый день ещё раз, уважаемые коллеги! Сердечно всех приветствую в Ярославле на нашем Всероссийском форуме социальных работников.

Встреча долгожданная. Сегодня в ней принимают участие специалисты, которые избрали своим жизненным путём, выбрали в качестве своей профессии служение людям. Это непростой выбор. Вы ежедневно берёте на себя чужие заботы, проблемы, беды. Скажем прямо, нести такую ношу нелегко, и, для того чтобы заниматься социальной деятельностью, нужно действительно быть человеком, который любит людей, сопереживает, сочувствует им и решительно борется за их интересы, защищает, конечно, их в определённой ситуации, помогает – в общем, ежедневно делает незаметную, но очень полезную работу.

Хотел бы в самом начале своего выступления сказать, что ваш труд заслуживает самого высокого уважения. На самом деле огромное спасибо за всё, что вы делаете (я уверен, что к моим словам присоединятся миллионы людей в нашей стране), и, конечно, за то, что вы приехали поучаствовать в нашем сегодняшнем мероприятии вместе с моими коллегами по партии, коллегами из Правительства и представителями гражданского общества.

Что нам предстоит обсудить? Надо сделать всё, чтобы наша система социальной помощи, социальной поддержки была современной и отвечала запросам людей. Ведь более 35 млн человек в нашей стране (это, по сути, четверть населения страны) пользуются социальными услугами в регулярном порядке, огромное количество услуг ещё оказывается периодически. И многие из этих 35 млн человек живут очень скромно, постоянно нуждаются в помощи, а чаще всего просто в реальной постоянной заботе, и без адресной социальной поддержки им не выдержать, особенно учитывая весьма непростую экономическую ситуацию, которая сегодня существует в нашей стране и, скажем прямо, по-честному, которая периодически всё-таки случается.

Мы переживали различные трудности – и в 1990-е годы, и в первом десятилетии XXI века, и сейчас непростая ситуация, и дальше такие проблемы будут возникать, поэтому система социальной поддержки будет необходима всегда, это очевидно. В любом, даже в самом развитом обществе, в самой развитой экономике, в самом развитом государстве такая система существует, но она должна быть современной и эффективной. Кстати, именно в сложные времена государство и должно проявлять свои лучшие качества. Если в нашей Конституции написано, что мы социальное государство, значит, именно эти качества должны проявляться в этот период.

Вы знаете, мы сейчас ведём сложную работу по федеральному бюджету, поправкам в бюджет. Очень многие статьи из-за текущей экономической ситуации подвергаются корректировке, тем не менее мы постарались сохранить в полном объёме социальные обязательства. В абсолютных цифрах раздел по социальной политике не меняется, он даже несколько растёт, хотя нужно признаться, что ситуация сложная и есть проблемы с реальными доходами граждан.

В каких условиях мы находимся и как мы должны работать? Мы – я имею в виду всех, кто занимается социальной деятельностью, а я в данном случае это отношу и к Правительству Российской Федерации, и к партии «Единая Россия», и к огромному количеству социальных работников. Прежде всего в нынешней ситуации мы должны себя вести ответственно. Нельзя допустить популистских решений и в то же время нельзя разбалансировать ситуацию.

Представители «Единой России» на всех уровнях власти должны проводить взвешенную политику, и важно, чтобы люди знали о нашей позиции. Вот почему (я всегда так считал и хотел бы ещё раз об этом сказать) для нашей партии очень важно как можно больше уделять внимания общению с людьми, просто находиться в постоянном контакте. Если где-то возникают проблемы, сокращается производство, не хватает денежных средств, появляются те или иные текущие трудности, членам нашей партии нельзя уходить от общения. Наоборот, нужно просто бежать в такое место и вступать в прямые переговоры, коммуникации с людьми, быть готовыми разъяснять самые непростые решения и искать, конечно, новые подходы. В этом плане вы можете рассчитывать на прямую поддержку Правительства.

Вы знаете, мы сейчас активно работаем над выполнением так называемого антикризисного плана. Это живой документ, который довольно активно корректируется оперативными решениями, всей нашей повседневной деятельностью, и наш форум как раз для того в том числе и собрался, чтобы уточнить те решения, которые мы принимали. Поэтому, если хотите, это сегодня такая экспериментальная лаборатория по поводу того, что нам делать в ближайшем будущем в социальной сфере.

В работе дискуссионных площадок утром участвовали мои коллеги из Правительства. Я только что, перед началом пленарного заседания, сам пообщался с нашими уважаемыми модераторами. Уверен, что мы по итогам форума сможем выйти на интересные, эффективные решения. Меня в этом убеждают итоги двух других форумов, которые мы проводили, – форума по селу и по жилищно-коммунальному хозяйству. И в том и в другом случае результатами были не красивые, интересные дискуссии, а реальные изменения в законодательство и, надеюсь, реальные перемены в той или иной сфере. И сегодня результатом должно быть то же самое.

Мы действительно в нынешних условиях должны продемонстрировать готовность прийти на помощь тем, кому тяжело, трудно, подчас плохо. У нас для этого есть необходимые инструменты.

Чтобы обеспечить исполнение социальных обязательств, за эти годы мы всё-таки многое успели сделать. Не могу сказать, что мы все абсолютно довольны результатами – нет, конечно, проблем хватает, тем не менее мы создали инструменты, мы ушли от бессмысленной уравниловки в таком полусоветском стиле, научились грамотно расходовать свои ресурсы, выстроили, хотя и не до конца, скажем прямо, систему адресной поддержки. Запущенные проекты дали всё-таки свои результаты: у нас в стране увеличивается рождаемость. Я напомню, что ещё почти 10 лет назад, когда я начинал заниматься так называемыми национальными проектами, нашей стране предрекали вымирание, просто рисовали тренды, как будет вымирать Россия. Но этого не произошло, наша страна растёт, и это результат в том числе нашей с вами работы и той социальной политики, которая проводилась в последние годы.

Смертность тоже снижается. Мы смогли нащупать правильные инструменты, чтобы влиять на социальные выплаты. В последние годы во всяком случае довольно серьёзно взялись за проблемы социального сиротства. Меняется отношение общества к инвалидам, а, скажем прямо, ещё совсем недавно оно было принципиально другим. В школах создаётся безбарьерная среда для детей с ограничениями по здоровью, возникают так называемые инклюзивные школы, инклюзивные учреждения, где и дети с проблемами здоровья, и обычные дети находятся вместе, это очень важно. Наконец, очередь в детские сады сокращается буквально на глазах. Всё это было сделано нами совместно в последние годы. Я считаю, что это очень хорошо. Фактически у нас действует целая отрасль: в системе социального обслуживания работает более 600 тыс. человек, из них более 160 тыс. – это ваши коллеги, социальные работники (как я уже сказал, профессия трудная, но очень необходимая). Надо признаться, что на этой работе действительно остаются настоящие подвижники своего дела. Люди со слабыми нервами не выдерживают такой работы, это действительно особое состояние души.

Поэтому несколько слов по тому, о чём мы сегодня тоже обязаны поговорить. Начну с самого, может быть, чувствительного – зарплаты социального работника. Долгое время эта зарплата была одной из самых низких в экономике. И я не могу сказать, что в настоящий момент мы достигли каких-то колоссальных изменений. Тем не менее за два предыдущих года всё-таки мы смогли несколько увеличить зарплату социальных работников – практически в два раза. Работаем над достижением заявленного Президентом ещё в 2012 году ориентира: поднять эту заработную плату до 100% от средней зарплаты в регионе. И я уверен, что, даже несмотря на текущие трудности, мы этого результата добьёмся.

Очевидно, что система социальной поддержки в России должна быть более современной, учитывать новый уровень запросов людей, учитывать условия труда работников и, конечно, финансовые возможности государства. Именно поэтому было принято стратегическое решение использовать тот ресурс, который постепенно формируется в нашей стране, я имею в виду гражданское общество, потому что людей отзывчивых в нашей стране немало, люди у нас, скажем прямо, добрые. Я не хочу сказать, что в других странах живут злые люди, но у нас люди действительно добрые и готовы реально тратить личное время, чтобы помочь тем, кто нуждается, собирать вещи, деньги, средства различные, отдавать тем, кто пострадал от наводнений, от пожаров, беженцам – вообще всем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Мне кажется, что это очень важно, когда люди находят в социальных сетях своих единомышленников для организации благотворительных акций и как из этого вырастают постоянно действующие фонды помощи. Но отдельных частных инициатив недостаточно для того, чтобы изменить качество всей системы социальных услуг. Она всё равно в значительной мере будет базироваться на государственных возможностях. Это значит, что государство может поделиться своими функциями с обществом и гражданскими организациями, и в текущем году заработали сразу три нормативных акта, которые сделают систему социального обслуживания людей более гибкой и дадут активистам гражданского общества вместе с теми, кто работает от имени государства, возможность проявить себя.

Первый закон – закон об основах социального обслуживания граждан в нашей стране – даже на этапе его разработки вызвал очень бурную дискуссию и внутри общества, и даже внутри нашей партии. Именно в этом нормативном акте заложены основы для формирования государственно-частного партнёрства в системе социального обслуживания, и при этом закон оставил возможность учесть специфику каждого региона. В нём заложен принцип индивидуального подхода при предоставлении социальных услуг, и, конечно, он исходит из того, что никто из тех, кто нуждается в таких услугах, не может остаться без социальной поддержки. Закон этот неидеальный, мы только что говорили об этом. И вообще идеальных законов, как известно, не бывает, поэтому если появится необходимость что-то там подправить, совершенствовать, можете не сомневаться, Правительство будет гибко подходить к этим предложениям, и я готов сегодня обсудить то, что вы обсуждали на дискуссионных площадках.

Введён целый ряд новых понятий, включая понятие социального сопровождения. Проще будет оказывать социальную помощь и негосударственным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям, религиозным организациям, благотворительным организациям, волонтёрам. Государство уже оказывало им поддержку. В прошлом году таким некоммерческим организациям было направлено чуть более 1 млрд рублей. Не скрою, при корректировке бюджета текущего года запланированные расходы на такого рода поддержку организаций были, по сути, сокращены до нуля. Эту ситуацию нужно поправить, поэтому я дам поручение Минфину.

В то же время появление новых участников в системе социальных услуг может вызывать справедливые опасения у тех, кто работает от имени государства. Понятно, что эта система только создаётся. Но мы с вами понимаем, с другой стороны, разумная поддержка конкуренции в этой сфере тоже необходима, тем более что среди учреждений социального обслуживания, которые работают с инвалидами, с пожилыми людьми, почти 99% – это учреждения при региональных органах власти, и лишь чуть больше 1% – это негосударственные учреждения. А спрос на такие услуги очень большой, поэтому на этом рынке пока нет избытка организаций, которые работают с теми, кому нужна помощь. И цель у нас общая, и у учреждений социального обеспечения, и у социально ориентированных НКО. Эта цель – помогать людям.

Ещё два нормативных акта, которые стимулируют развитие социального обслуживания. Вместе они дополняют закон об основах социального обслуживания системой контроля и гарантиями финансовой независимости.

Чтобы привлечь негосударственные организации для работы в сфере социального обслуживания, предусмотрены льготные налоговые условия, такие, как и для медицинских и образовательных организаций, – речь идёт о возможности применения ставки 0% по налогу на прибыль. А для привлечения инвестиций в эту сферу в дальнейшем было расширено применение концессионных механизмов.

Но, опять же, я не могу сказать, что этого всего достаточно. Естественно, мы должны с вами смотреть на текущую ситуацию, и, если есть необходимость какие-то меры стимулирования добавлять, давайте это обсудим.

Контроль обеспечивается через независимую систему оценки качества услуг организаций социального обслуживания. Она также, эта система, должна заработать в текущем году. Важную роль тут играют и общественные советы, и экспертные советы, которые формируются при органах исполнительной власти. Убеждён, что наша партия, «Единая Россия», должна обязательно принять самое активное участие в их деятельности.

Также люди должны выбирать, смогут выбирать, скажем так, организацию, которой готовы довериться. Но чтобы что-то выбрать, нужно иметь информацию. Важно, чтобы о таких организациях была информация, прежде всего в интернете. К началу этого года около 70% организаций социального обслуживания имели свои сайты в Сети, но этого недостаточно, потому что 30% не имели. Многим нуждающимся в помощи людям просто физически тяжело ходить по кабинетам, узнавать, информацию какую-то получать. Поэтому все структуры, которые претендуют на звание качественной организации социального обслуживания, должны чётко сформулировать те услуги, которые они оказывают, и дать об этом информацию в Сети. Надо подумать, кстати, как облегчить поиск таких данных – будет ли это каталог, специальный форум или база данных, которая размещена на одном из официальных порталов. Форма может быть любая, давайте об этом подумаем. Главное, чтобы тот человек, который не имеет необходимой защиты, поддержки, легко мог найти нужную ему социальную услугу, причём не выходя из дома.

Все эти мероприятия показывают, что мы не отказываемся от выбранного курса на формирование новой системы социальной помощи. Наоборот, мы должны откликаться на те предложения, которые появляются в ходе правоприменительной практики. Целый ряд предложений уже звучал. И конечно, нам нужно подумать над тем, чтобы создать правовую базу, которая бы открыла доступ к повышению квалификации всех работников системы социального обслуживания. Сейчас мы об этом говорили. Я думаю, что абсолютно справедлив этот подход, вне зависимости даже от образования, которое имеют такого рода специалисты. Оно может быть разным, и путь жизненный может быть разным, но повышение квалификации – жизненная необходимость, поэтому уверен, что такого рода решение будет правильным. И поручение Министерству труда и Министерству образования на эту тему я обязательно дам.

Хочу также в самом начале обсудить с вами несколько тем, которые вплотную касаются важнейших направлений социальной помощи. Одним из ключевых направлений в этой области у нас является развитие системы государственной поддержки семей с детьми. Программа предоставления материнского капитала оказалась у нас очень популярной, скажем прямо, весьма эффективной. С 2007 года было выдано более 5,5 млн государственных сертификатов на получение материнского капитала. Это действительно программа работающая. Скажу прямо, ни в одной стране мира такой программы нет. Это означает, что мы очень вовремя всё это затеяли. Есть предложения по её продлению, по её модификации. Хотел бы, может быть, чтобы и на эту тему мы сегодня высказались: что делать и как делать.

Мы, конечно, очень внимательно мониторим её исполнение, чтобы учесть все потребности семей. Например, чтобы защитить интересы матерей, мы в марте этого года приняли закон, который даёт дополнительные гарантии безопасности для вложения средств материнского капитала. Сейчас прорабатывается вопрос о дополнительных возможностях использования этих средств семьями с детьми-инвалидами, в частности на закупку средств реабилитации. Я знаю, что многие коллеги поддерживают это. Давайте обсудим и эту тему. Вопрос оказания помощи таким семьям на возможно более ранней стадии заболевания должен быть обязательно добавлен в перечень мер по поддержке детей-инвалидов. Можно проработать введение элементов ранней коррекционной помощи в рамках государственной программы «Доступная среда до 2020 года», которая сейчас как раз разрабатывается, и вообще решение о продолжении этой программы я считаю абсолютно правильным.

Когда я встречаюсь с представителями организаций инвалидов, просто с людьми, которые так или иначе соприкасаются с этой программой, все говорят, что она свою эффективность доказала, поэтому важно добиться её продолжения, тем более что большинство субъектов Федерации, большинство регионов разработали собственные программы. И хозяева, Ярославская область, активно работают по этому направлению. Мы создаём равные возможности для всех и, естественно, будем это продолжать. Уверен, что партия также не останется в стороне от этой деятельности.

Ещё одно важное направление развития новой системы социальной помощи – это профилактика социального сиротства, забота о детях, родители которых не вполне готовы выполнить свои обязанности по разным причинам. Также нуждаются в нашем внимании те дети, которые оказались вообще без родителей. В прошлом году на воспитание в семьи было устроено более 64 тыс. детей. Это уже хорошие цифры на самом деле, потому что ещё совсем недавно эти цифры были принципиально другими.

Правительство приняло план мероприятий, который должен поддержать дальнейшее исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на период до 2017 года. Этот план охватывает все ключевые мероприятия по социальной защите, от образования до жилья, хотя, безусловно, самое главное и лучшее средство для поддержки таких детей – это жизнь в полноценной нормальной семье.

Именно для борьбы с социальным сиротством был утверждён специальный комплекс мер. Среди предложенных мер и профилактика семейного неблагополучия, и социальная поддержка родителей с детьми-инвалидами, и программы по борьбе с безнадзорностью детей.

Сейчас Министерство труда осуществляет в пяти пилотных регионах проект по социальному сопровождению семей с детьми, включая приёмных. Есть предложение доработать на основе полученного опыта модельную программу для всех субъектов нашей страны. Уверен, что это перспективное начинание, тоже дам по этому поводу поручение Правительству.

У «Единой России» тоже есть интересный опыт работы по этому направлению в рамках партийного проекта «Крепкая семья». Проект действует в 65 регионах. Там постарались создать службы быстрого реагирования на возможные отказы от новорождённых, на другие кризисные ситуации. Есть хорошие результаты в целом ряде регионов. Я думаю, что эти результаты, эти практики должны обязательно тиражироваться, должны обязательно использоваться и в других территориях нашей страны.

Важной частью нашей социальной политики является забота о людях пожилого возраста. Сначала хочу сказать о тех, кого мы будем чествовать уже совсем скоро. В этом году у нас 70-летие Победы, но мы, конечно, обязаны заботиться о ветеранах не только в юбилейные годы. За последнее время было сделано достаточно много, я считаю, – это и предоставление квартир ветеранам, и капитальный ремонт, современные технологии ухода на дому. Эта работа должна быть продолжена.

Теперь о пенсионерах в целом. Чтобы повысить возраст активного долголетия для работающих пенсионеров были найдены возможности повышения квалификации. В 2014 году в программах профессионального обучения участвовало более 6 тыс. пенсионеров, готовых продолжить трудится. Это только самое начало, потому что 6 тыс. – не очень большая цифра. В регионах формируются специальные программы для лиц пожилого возраста, которые учитывают потребности пенсионеров в сельской местности. Я знаю, что целый ряд подобных инициатив обсуждали сегодня и на дискуссионных площадках. Мы ещё послушаем об этом. И у партии есть неплохой проект, он называется «Старшее поколение», который действует в 53 регионах. У нас есть проект резолюции форума, в котором изложен комплекс мер по поддержке пожилых людей. И я готов дать поручение эту работу продолжить.

Сразу не могу не сказать об одной теме – она болезненная, я бы даже сказал, почти кричащая – это условия в большинстве домов-интернатов для престарелых и психоневрологических интернатов. Скажем прямо, эти условия очень часто просто неудовлетворительные. Из-за этого большое количество происшествий, иногда трагических. В прошлом году из восьми таких аварийных учреждений жильцов переселили, но сейчас более 9,5 тыс. человек всё ещё находятся в учреждениях социального обслуживания, которые признаны аварийными. 9,5 тыс.! И мы с вами понимаем, что это, как правило, беспомощные люди. Я считаю, что руководство регионов и партия в целом обязаны взять под контроль такие интернаты, лично проехать по ним (подчёркиваю: все руководители регионов). Это будет полезно, в том числе для того, чтобы вспомнить, как и где живёт старшее поколение и люди, у которых нет возможности ухаживать за собой. В списке поручений такого предложения нет, но я думаю, что мы с вами согласуем это и сформулируем предложение по этому поводу, потому что ситуация в этой сфере действительно, мягко говоря, очень трудная.

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Сегодняшний форум был организован «Единой Россией», поэтому своё вступительное слово завершу обращением к партии.

Когда мы шли на выборы в Государственную Думу в 2011 году, приняли так называемую народную программу. В её подготовке участвовали сотни тысяч людей. Значительная часть этой программы была посвящена социальной политике. Осенью этого года, после дня голосования, который состоится в сентябре, мы проведём съезд. И я думаю, что можно было бы подвести предварительные итоги реализации этой народной программы. Нам есть что предъявить, по целому ряду вопросов нам действительно удалось продвинуться вперёд. Но есть и те области, где достижений почти нет или результаты весьма скромные. Надо проанализировать, что произошло, и ответить нашим людям, почему так получилось. Я считаю, что это для нашей политической силы абсолютно честная позиция.

Убеждён, что форум социальных работников, который «Единая Россия» проводит здесь, в Ярославле, даст хорошие практические результаты. Это будут наши с вами практические результаты. Тем более что проблемы социальной политики, жизнь наших людей – это главная задача правящей партии.

Спасибо – и продолжим работу.

У нас здесь присутствуют коллеги – руководители дискуссионных площадок. Я думаю, что будет правильно и справедливо, если они сами расскажут о том, каких результатов они достигли, что обсуждали. Я кое-что уже услышал и кое-что уже себе пометил, тем не менее надо, чтобы все, кто участвует в форуме, имели информацию, так что я последовательно предоставлю слово нашим коллегам, которые руководили работой этих дискуссионных площадок.

Пожалуйста, Надежда Владимировна Клюева, заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета имени Демидова.

Н.Клюева (заведующая кафедрой консультационной психологии Ярославского государственного университета имени П.Г.Демидова): Спасибо, Дмитрий Анатольевич, спасибо, коллеги, что вы приехали к нам в Ярославль. Мы очень рады этому событию, потому что в регионе сложилась определённая система работы в социальной сфере, есть много задач для развития, поэтому мы приветствуем вас в нашем замечательном старинном городе.

Что касается нашей дискуссионной площадки, было несколько ключевых тем, которые мы на ней обсуждали. Первая тема – это поправки и коррективы, которые можем внести в закон «Об основах социального обслуживания», вторая тема – независимая оценка качества, третья тема – стандарты профессиональные, стандарты образовательные, методы подготовки социальных работников, методы подготовки специалистов по социальной работе, то есть всех тех людей, которые работают в нашей системе. Следующее направление, следующая проблема – это волонтёры. Кто это, какие они? И последняя тема – хочется, чтобы конкуренция стала реальным инструментом повышения клиентоориентированности, поэтому обсуждали возможность передачи части функций государства предпринимателям, социальным предпринимателям, общественным организациям.

Итак, более конкретно. Есть ряд несостыковок в федеральном законе, и наша площадка очень чётко зафиксировала некоторые из них и готова передать, для того чтобы закон дорабатывался. В качестве примера: семья, которая находится в социально опасном положении, может сказать: «А я не хочу никаких социальных услуг». И в законе это не регулируется. А мы понимаем, что семью надо поддерживать, ребёнка надо защищать, поэтому этот заявительный принцип не всегда срабатывает. Что делать с алкоголиками, с психически больными людьми и так далее? Все те, кто работал с этим законом, понимают, о чём я говорю.

Второе. Независимая оценка. Практически всеми участниками нашей площадки был сделан оптимистичный вывод: независимая оценка качества нужна. Она начала использоваться в регионах и показала, что это реальный инструмент повышения клиентоориентированности, это реальный инструмент повышения качества нашей работы с клиентами. Есть ряд вопросов, которые надо обсуждать, и мы решили, что за 2015 год надо опыт собрать, аккумулировать и достроить эту систему. Первое – кто оценивает? Согласитесь, что участвовать по федеральному закону 44 в выборе оператора – крайне дорогостоящая процедура. И неизвестно, кто попадётся в качестве оценщика.

Третье. Выбирать в качестве оценщика подведомственное учреждение в том или ином департаменте – что-то тут странное, правда? Сам себя оценить, наверное, не можешь. Общественные организации – звучал прекрасный опыт Санкт-Петербурга, когда общественники собрались, ножками обошли все организации.

Коллеги, это здо́рово! Тем не менее мне кажется, что надо для себя определиться всё же – кто грамотно, профессионально, используя адекватный инструментарий, анкетирование, интернет-интервьюирование и так далее сможет это обеспечить. Думаю, на уровне Федерации мы можем получить и разработать некоторые методические рекомендации по поводу инструментария.

Очень серьёзно обсуждался вопрос: кто такие эксперты? Это те, которые будут по кастрюлям лазить, или те, которые имеют определённый уровень компетентности, ответственности, гражданственности, патриотизма? И посчитали необходимым серьёзно задать себе вопрос, кто такой эксперт, иначе любой тоже скажет: я тоже эксперт. Городских сумасшедших достаточно много.

Следующий момент, который мы обсуждали, как использовать результаты оценки для развития системы. Развивающие, корректирующие мероприятия должны контролироваться, и общественные советы – прекрасная система, которая уже создана в нашем департаменте (например, я сама член общественного совета). Считаем, что три года – мало для общественного совета, нужно продлять и ротацию, конечно, делать – не полностью заменять состав совета, а по крайней мере на одну треть.

Следующая очень серьёзная проблема – образовательные стандарты, профессиональные стандарты и вообще в целом система обучения. Тётенька, которая работает в деревне, которой 60 лет, 10 классов образования. Кто чему её будет учить? Это конкретный пример. И Дмитрий Анатольевич уже очень хорошо сформулировал задачу для Министерства образования. Профессиональные стандарты надо усовершенствовать, потому что федеральный закон внёс серьёзные изменения в рамки профессиональной деятельности. Образовательные стандарты следуют за профессиональными стандартами, их тоже надо достраивать. Это не вопрос того, что Министерство образования плохо работает, это нормальное развитие событий. У нас есть ряд конкретных предложений по увязке образовательных и профессиональных стандартов. И обязательное участие работодателей в разработке образовательных стандартов.

Очень серьёзно обсуждали вопросы программ, методов, технологий обучения. Очень хорошие, интересные примеры и предложения: открытое обучение, дистанционное обучение, консультирование с использованием интернет-ресурсов для людей, которые находятся в удалённых районах, выезды профессионалов на места, там, где маленькие отдалённые посёлки. Это всё в наших силах и всё это абсолютно реально.

Следующее. Вопрос о том, кто такие волонтёры. Вот кто такие волонтёры? Кому открывать дверь, для того чтобы они реально помогали нашей системе, а кого надо немножечко попридержать. Дискуссии были очень серьёзные. Нужен ли закон о социальном волонтёрстве или немножечко подождём и не будем торопиться с точки зрения регламентации очень тонкой, деликатной сферы деятельности тех людей, которые готовы отдавать. Я абсолютно убеждена, что волонтёры должны быть подготовлены, они должны понимать свои права и обязанности, они должны понимать особенности людей, с которыми они работают. Если они приходят, извините меня, к умирающему человеку, они должны понимать его особенности, к ребёнку в детском доме… То есть мы должны очень внимательно отнестись и за этот год продумать некоторые рамки для работы волонтёров в достаточно серьёзной системе, к которой мы с вами относимся.

Следующее. Имидж, репутация, образ социального работника в сознании населения. Считаем, что надо повышать привлекательность и труда, и этой работы, потому что уже прошло то время, когда тётенька с кошёлкой ходила по квартирам. И у нас было очень интересное выступление одного из коллег, который сказал: давайте же всех вооружим планшетами! Планшетами, где люди могут и оперативно отчёты писать, и записывать своих клиентов в больницы. И это, конечно, в том числе вклад будет серьёзный в изменение образа. Конечно, социальные работники не сразу возьмут этот планшет в руки, но вы понимаете, о чём я говорю. Необходимо изменять условия труда, инструменты, благодаря которым работают наши коллеги.

И последнее, конечно, зарплата. Любимая тема, дорогая тема. Дмитрий Анатольевич сказал: видим, слышим. Мы понимаем, что есть очень серьёзные региональные различия, и, конечно, на нашей площадке обсуждалось, что некоторые регионы способны по разного рода причинам держать достойный уровень заработной платы, некоторым это делать тяжелее. Тем не менее две вещи, которые нами обсуждались.

Первое. Внутри системы есть резервы. Прекрасный опыт Волгограда звучал о сдельно-премиальной системе. Есть услуги, есть плата за эти услуги, есть качественная работа. Хорошо работаешь – получаешь больше. Плохо работаешь – получаешь меньше. Мне кажется, это хороший инструмент здоровой конкуренции и, соответственно, повышения клиентоориентированности.

И второй очень важный момент: когда мы думаем о повышении заработной платы, мы думаем о социальных работниках и иногда забываем о том, что есть специалисты в социальной работе, психологи, люди, которые занимаются правовой работой. Вот они немножечко оказались у нас без внимания. Этот вопрос мы обсуждали, и он тоже нуждается в очень пристальном внимании.

Спасибо за внимание!

С.Неверов: Спасибо.

Д.Медведев: Я думаю, что будет правильно, если я всё-таки какие-то комментарии сразу буду делать после выступлений наших модераторов, потому что потом мы ещё по вопросам пройдёмся.

Во-первых, я в целом согласен с абсолютным большинством предложений, которые звучали. Сначала – по нестыковкам в федеральном законодательстве. Я думаю, что уже пора посмотреть на практику применения, посмотреть на выявившиеся в ходе этой работы пробелы. Вы привели пример, когда семья отказывается от получения социальных услуг. Но в то же время очевидно, что по соображениям, так скажем, общественной безопасности, благополучия детей такие услуги должны быть предоставлены. И как из этой юридической коллизии выйти? У меня нет ответа, естественно, окончательного, но я просто предлагаю посмотреть на эту ситуацию через модель, когда мы в самóм законе опишем ситуации, когда даже в случае отказа требуется прямое вмешательство и осуществление государством своих социальных функций, а когда такой отказ может не создавать подобных проблем. Если мы эту модель опишем, мне кажется, что это облегчит ситуацию для принятия подобного рода решений.

Ну и целый ряд других вопросов, которые уже возникают: вы упоминали описание волонтёрства, понятие волонтёрства, кто может относиться к волонтёрам. Я тоже не сторонник того, чтобы всё зарегламентировать, потому что, во-первых, у нас этот опыт только создаётся. С другой стороны, очень часто жизненную ситуацию не поместишь в какие-то очень жёсткие рамки и людей не построишь, что называется, под конкретную схему. Но в то же время я уверен, что рано или поздно нам всё-таки это придётся сделать даже с точки зрения той самой ответственности, о которой вы говорите, потому что в ряде случаев эта ответственность носит не только моральный характер, но она может носить и юридический характер. Мы с вами понимаем, жизнь полна всяких разных неожиданностей, и в абсолютном большинстве случаев такого рода деятельность носит социально значимый и общественно полезный характер, но в некоторых случаях эта деятельность может создавать проблемы. И даже для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо будет такого рода понятие в законодательстве дать.

И последнее, о чём я хотел бы сказать по итогам выступления Надежды Владимировны. Нам, конечно, нужно посмотреть на лучшие региональные практики в смысле выплаты заработной платы. Очевидно, что действительно у нас довольно значительная дифференциация в доходах, которые существуют в регионах, и надо посмотреть на то, как эта работа выстроена в отдельных регионах, обобщить это и, может быть, рекомендовать в качестве тех или иных документов министерства по труду или в каких-то иных рекомендациях, которые мы сможем создать. Я думаю, что это будет справедливо, помимо, естественно, общего курса на увеличение заработной платы социальных работников.

Теперь перейдём к другой проблематике. Слово Ольге Юрьевне Роньжевой, директору комплексного центра социального облуживания населения Навашинского района Нижегородской области.

О.Роньжева (директор комплексного центра социального обслуживания населения Навашинского района Нижегородской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые коллеги! Я представляю дискуссионную площадку «Организация социального обслуживания в сельской местности». Хочу отметить, что мы впервые затронули такую очень важную для всех нас тему, поскольку обеспечение доступности социальных услуг сельским жителям наряду с городскими – это главная для нас задача. Работа секции прошла очень живо и интересно, коллеги из различных регионов поделились опытом работы, обозначили проблемы, предлагали пути их решения. Итак, я подвожу итоги нашей дискуссионной площадки.

Первое. Учитывая, что вопрос занятости сельского населения на сегодня стоит очень остро, мы предлагаем Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проработать предложения по софинансированию с 2016 года из средств федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям с детьми в сельской местности в рамках социального контракта. Также разработать общие подходы к созданию унифицированной системы единого учёта малообеспеченных семей с детьми в сельской местности с целью увеличения объёмов государственной социальной помощи таким категориям семей в рамках социального контракта.

Следующее. Поскольку отличительной чертой наших сёл и деревень является их большая разбросанность и отдалённость от города, сельские жители не могут в полной мере удовлетворять социальные потребности, и мы предлагаем органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке региональных программ учитывать обеспечение охвата мобильными бригадами всех малых сельских населённых пунктов, а также расширение службы социального такси. В настоящее время социальным такси пользуются в основном жители городов, хотелось бы, чтобы оно было доступно и сельским жителям.

И третье – создание в сельских населённых пунктах диспетчерской службы или социальных комнат для пожилых граждан, чтобы пожилые граждане оформляли все виды пособий, компенсаций, субсидий, не выезжая в районный центр. Поскольку во многих регионах внедряется новый стиль работы, когда специалисты социальной службы сами идут к жителям с вопросом «в чём вы нуждаетесь?», а не ждут прихода клиента в кабинет, – предлагаем организовать работу, направленную на выявление граждан пожилого возраста, инвалидов, нуждающихся в социальных услугах. И главное – это их информированность о видах социальных услуг.

И последнее. Учитывая большой опыт регионов по внедрению инновационных форм работы в сельской местности, мы предлагаем Всероссийской политической партии «Единая Россия» организовать конкурсный отбор инновационных социальных проектов, направленных на развитие и укрупнение социальной сферы российского села.

Спасибо за внимание!

Д.Медведев: Спасибо большое, спасибо, Ольга Юрьевна. Я тоже два слова буквально скажу. Естественно, те предложения, которые делаются, мы обязательно проанализируем, и они будут включены в сегодняшнюю резолюцию нашего форума, для того чтобы на основе этой резолюции я дал уже поручения Правительству, отдельным министерствам. По ним мы пройдёмся, конечно, с учётом нашей текущей ситуации. Но по некоторым из них мне бы хотелось сказать, что наша задача – в максимальной степени постараться смягчить различия, которые существуют в социальном обслуживании между городом и сельской местностью. Понятно, какие-то различия всё равно останутся: город – это город, село – это село. Но нынешние технологии, в том числе те, о которых Ольга Юрьевна говорила, включая информационные технологии, возможность диспетчеризации услуг, работа по информированию о спектре социальных услуг, – она точно может вестись и на селе с учётом того, что современные средства коммуникаций в настоящий момент есть практически везде. Они есть и в относительно небольших населённых пунктах, и в сельских населённых пунктах, и в этом смысле просто нужно понять, где их лучше размещать. Это могут быть и какие-то отдельные центры, о которых говорилось, и, может быть, учреждения «Почты России», может быть, какие-то другие организации, где такая информация будет накапливаться. Думаю, что это тоже можно было бы отразить в сегодняшних решениях.

Теперь я предлагаю перейти к следующему вопросу, следующей дискуссионной площадке. По теме развития системы социальной защиты граждан пожилого возраста нас проинформирует Ирина Валерьевна Петрова, директор центра реабилитации «Парус надежды» Воронежской области.

И.Петрова (директор центра реабилитации «Парус надежды» Воронежской области): Уважаемый Дмитрий Анатольевич, прежде всего хочу выразить огромную благодарность от всех работников социальной сферы, которые присутствуют в этом зале, которые приехали из разных уголков России и впервые на таком большом форуме смогли не просто высказать свои пожелания, но и рассказать о своих бедах, и, самое главное, они услышаны. Спасибо Вам огромное!

Хотелось бы передать как раз энергетику нашей площадки, которую проводила Галина Николаевна Карелова (заместитель председателя Совета Федерации).

Продолжение следует...

Ссылка для блогов