Карта сайта
16 июля 2014, 14:37

Депутат Госдумы Салия Мурзабаева рассказала о мерах профилактики домашнего насилия

По данным ООН, ежегодно в мире почти 3,8 миллиона человек становятся жертвами домашнего насилия

О совершенствовании законодательного регулирования профилактики  насилия в семье рассказала депутат Государственной Думы России от Башкортостана, член Комитета по охране здоровья Салия Мурзабаева в среду, 16 июля, в ходе работы круглого стола, организованного «Парламентской газетой». Мурзабаева приняла участие в обсуждении темы в онлайн режиме из зала Президиума регионального Исполкома партии «Единая Россия» в Уфе, передаёт ER.RU. Также на заседание круглого стола были приглашены представительницы Женского парламентского клуба республики Башкортостан и региональные СМИ.

Как отметила Мурзабаева, проблема домашнего насилия рассматривается сегодня  практически во всех странах мира как одна из актуальных социальных и политических проблем, значимых  не только для личного благополучия людей, но и для решения многих общественных задач. По данным ООН, ежегодно в мире  почти 3,8 миллиона человек, из них 1 миллион 800 тысяч женщин становятся жертвами домашнего насилия. 

«На почве бытовых конфликтов  совершаются две трети всех умышленных убийств. Жертвами насилия становятся самые слабые - дети, женщины, пожилые люди. Аналогичная ситуация и в Российской Федерации. Несмотря на отсутствие   полной статистики преступлений в отношении женщин, связанных с домашним насилием, можно представить общий масштаб данной проблемы. Так, данные социологических исследований свидетельствуют о том, что проявление насилия в семье в той или иной форме встречается в каждой четвертой российской семье. 40% всех тяжких насильственных преступлений в России совершается в семье. От рук мужей или других близких ежегодно погибает более 14 тысяч женщин, около 26 тысяч детей становятся жертвами преступных посягательств, из них около двух тысяч погибают, восемь тысяч получают телесные повреждения, две тысячи детей и подростков, спасаясь от жестокого обращения со стороны родителей, кончают жизнь самоубийством», - сказала парламентарий.

Результаты общенационального обследования по репродуктивному здоровью (проведено в 60 российских регионов Федеральной службой статистики России совместно с Минздравсоцразвития РФ при поддержке Фонда ООН в области народонаселения в 2011 году) выявили, что на протяжении жизни 38% российских женщин подвергались психическому (вербальному) насилию, 20% - физическому насилию, сексуальному - 4%. Примечательно, что только 12% женщин, пострадавших от физического насилия, обратились в органы милиции и юридическую службу,  26% не рассказывали о случившемся никому, даже родным и близким, т.к. считали это бесполезным, стеснялись, боялись развода или  большего насилия. Такая ситуация отражает общие мировые тенденции: по данным ВОЗ от 55% до 95% женщин, подвергшихся физическому насилию со стороны своих партнеров, никогда не обращались за помощью.

«Последствия домашнего насилия носят разрушающий характер: это проблемы в сфере физического, психического, сексуального и репродуктивного здоровья женщин и детей. Под угрозой оказываются не только права женщин и детей,  но и их жизнь. Невосполнимы и социальный и экономический ущербы бытового насилия», - отметила Мурзабаева.

В настоящее время в 89 государствах мира действуют законодательные положения о бытовом насилии, 60 из этих государств приняли специальные законы против домашнего насилия, 7 -  против насилия в отношении женщин. На постсоветском пространстве, такие законы были приняты в Казахстане, Кыргызстане, Молдове, Грузии, Азербайджане, Украине. В результате, как показывает практика, количество случаев насилия в семье в этих странах уменьшилось на 20-30%. 

В России отдельный закон по предупреждению насилия в семье отсутствует. При этом действующая законодательная база содержит различные аспекты защиты прав граждан,  в том числе столкнувшихся с проблемой насилия. В соответствии с Конституцией РФ никто не должен  подвергаться насилию, другому жесткому или затрагивающему человеческое достоинство обращению, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а также право на получение квалифицированной юридической помощи. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за умышленные преступления против жизни, здоровья и половой неприкосновенности.  Вопросы возмещения регулирует гражданское законодательство, в частности Гражданский кодекс. Защищает права женщин и детей, и регулируют права и обязанности супругов Семейный Кодекс РФ.  Жестокое обращение с ребёнком может послужить основанием для привлечения родителей к ответственности. При оказании юридической помощи лицам, подвергшимся домашнему насилию, используются нормы Гражданского Кодекса РФ, предусмотрено  возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу, а также о компенсации морального вреда.

«Однако действие российского административного, уголовного и уголовно-процессуального законодательства направлено, в основном, на установление ответственности и наказание виновных и не распространяется на пресечение, профилактику и работу с потенциальными правонарушителями. Существующие нормы могут быть применены уже после совершения правонарушения или преступления и направлены на установление ответственности и привлечение к ней тех, кто уже совершил противоправные действия. Государство не имеет права вмешиваться в частную жизнь до факта совершения насилия, а ориентация на карательную функцию закона не обеспечивает безопасности в семье. Отсутствуют защитные механизмы для потерпевших - охранные предписания, психологическая и юридическая помощь, сеть убежищ, реабилитационных центров и т.д. Зачастую наказание в виде административного штрафа на виновного оборачивается экономическим наказанием семьи, а не самого преступника. Статей об уголовной ответственности за преступления, совершенные по отношению к родственникам, в России нет. Нет и отдельного закона, направленного на защиту пострадавших от насилия в семье, на его предупреждение», - подчеркнула член Комитета по охране здоровья.

Единственный субъект России, где принят региональный закон в этой сфере - Ставропольский край. В некоторых субъектах РФ (например, Калужская область) на региональном уровне в кодексы об административных правонарушениях субъекта РФ введена статья «Нарушение условий проживания в семье». Проекты законов «О профилактике насилия в семье» и «О социально-психологической помощи лицам, подвергшимся насилию в семье» были разработаны парламентариями Башкортостана. Однако  развитие регионального законодательства сдерживает отсутствие федерального закона. Учитывая актуальность проблемы, Комитетом Государственной Думы по охране здоровья по инициативе Салии Мурзабаевой 20 сентября 2012 года было проведено заседание «круглого стола» на тему: «Влияние насилия на здоровье женщин и детей». Резолюций слушаний было рекомендовано Правительству РФ разработать и внести в Госдуму проект федерального закона о предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия.

Рабочей группой, созданной Координационным советом по гендерным вопросам при Министерстве труда и соцзащиты РФ, такой законопроект был разработан. В составе рабочей группы - депутат Госдумы, член Комитета по охране здоровья Мурзабаева Салия Шарифьяновна.

Подготовленный проект федерального закона «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» направлен на создание правового механизма реализации предпринимаемых государством экономических, социальных и политических мер в области борьбы с насилием в семейно-бытовой сфере, на его профилактику.

Согласно предложенному законопроекту, впервые вводятся понятия семейно-бытовой нарушитель, семейно-бытовое, физическое, психологическое, сексуальное  и экономическое насилие, определяются права пострадавших от семейно-бытового насилия, включая право на бесплатную юридическую помощь. Определены полномочия федеральных органов власти и органов государственной власти субъектов РФ в области профилактики насилия в семейно-бытовой сфере, форма и основание участия в деятельности предприятий социального обслуживания, организаций здравоохранения, образовательных учреждений, органов местного самоуправления и общественных объединений.

Впервые разработан механизм межведомственного взаимодействия по своевременному выявлению фактов насилия в семье, экстренному реагированию, оказанию помощи, в том числе, медицинской. Предлагаются меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия, такие как судебные и внесудебные защитные предписания;  наложение обязанности на семейно-бытового нарушителя посещать специализированные психологические  программы; установление особых требований к поведению правонарушителя. Устанавливается обязанность уполномоченного органа государственной власти субъектов РФ незамедлительно обеспечить предоставление пострадавшему по его просьбе временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания с правом проживания.

«В целом, законопроект призван сформулировать не только необходимые стандарты, но и поддержать  усовершенствование существующих законов, что приведет к профилактике и предотвращению семейно-бытового насилия, и его – медицинских, психологических и социальных последствий. В настоящее время продолжается согласование законопроекта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, проводится его обсуждение с юридическим сообществом, экспертами, общественными организациями. 8 июля 2014 года на заседании Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на тему: «Законодательное обеспечение «Национальной стратегии действий в интересах детей» в части предотвращения домашнего насилия» было озвучено предложение о внесении законопроекта «О предупреждении и профилактике семейно-бытового насилия» в Госдуму для рассмотрения», - подчеркнула Салия Мурзабаева.

Ключевые слова: круглый стол, насилие, семья
Ссылка для блогов