Марданшин: В Госдуму внесен законопроект об упрощении процесса освобождения больных заключенных из СИЗО
Одним из авторов законопроекта выступил Заместитель председателя комитета ГД по законодательству, координатор проекта «Комфортная правовая среда», Рафаэль Марданшин: «На настоящий момент отсутствуют точные сроки освобождения из следственных изоляторов лиц, которые страдают заболеваниями, исключающими содержание в СИЗО. Законопроектом устанавливается, что при поступлении подтверждающих документов решение об изменении меры пресечения должно быть принято в течение 3-х дней. При этом принятие такого решения абсолютно не означает, что человек будет выпущен на свободу - к нему будет применяться другая целесообразная мера пресечения. Важно помнить, что в СИЗО содержатся люди, чья вина не доказана (возможно, и не будет доказана) - и мы обязаны предпринимать все меры для сохранения их жизни и здоровья. Кроме того, содержание в СИЗО больных предпринимателей является отличной мерой давления на предпринимателей, на которых даже давить не приходится. Просто человек содержится в СИЗО недобросовестными правоохранителями до тех пор, пока не примет решение передать свой бизнес конкуренту.»
В ст. 110 УПК РФ (отмена или изменение меры пресечения) депутаты предлагают установить четкий срок, который отводится для решения о смягчении меры пресечения для подозреваемого или обвиняемого, если он заключен под стражу. Лицо, в производстве которого находится дело, должно рассмотреть вопрос в течение трех суток после получения «копии медицинского заключения о наличии у подозреваемого или обвиняемого тяжелого заболевания, препятствующего содержанию под стражей».
В пояснительной записке авторы инициативы ссылаются на решение Конституционного суда о том, что в случае выявления тяжелого заболевания, изменение меры пресечения «требует безотлагательного разрешения». На сегодняшний день закон устанавливает обязанность администрации места содержания под стражей в течение дня, следующего после поступления медицинского заключения, направить его копии в органы, в производстве которых находится уголовное дело, для принятия решения о возможном смягчении меры пресечения. Однако срок, в который дознаватель обязан принять решение, не установлен. «В связи с чем возможны ситуации, когда бездействие следователя (дознавателя) может создать угрозу для жизни подозреваемого (обвиняемого), нарушить его конституционные права на охрану здоровья и медицинскую помощь»,— пишут авторы инициативы.
Постановлением правительства перечень тяжелых заболеваний утвержден, говорит Александр Грибов, среди них рак, заболевания сердца, почек, нервной системы, тяжелые травмы.
«Как показывает практика, положительный ответ на заявления или ходатайство об изменении меры пресечения на более мягкую получает не более 30% обвиняемых»,— отмечает депутат.