Константин Толкачев выступил перед участниками пленарного заседания республиканского парламента
Пленарное заседание проходило в рамках празднования 20-летнего юбилея главного законодательного органа региона.
Ниже приводим стенограмму его выступления.
В эти дни наша республика отмечает годовщину важного события в своей истории: 20 лет назад начал деятельность новый республиканский парламент – Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан первого созыва. Он создавался в крайне непростой общественно-политической и социально-экономической ситуации начала 90-х годов. Парламент был вынужден решать одновременно две важнейшие задачи: разрабатывать, отлаживать на качественно ином уровне сам механизм нормотворчества и в то же время интенсивно и быстро развивать законодательную базу.
Кроме того, не стоит забывать, что было принято решение Конституционного Суда РФ, провозглашающее право субъектов заниматься так называемым опережающим законотворчеством в случае отсутствия соответствующих федеральных актов. И к 2000 году Башкортостан подошел с развитой законодательной базой, адекватно отражающей потребности развития экономики, общества, правовой системы.
Но и Федеральное Собрание достаточно результативно работало всю вторую половину 90-х. В итоге сложилась парадоксальная ситуация, когда в одном государстве, на одной территории действовали не только противоречащие друг другу, но даже взаимоисключающие правовые документы.
Поэтому предложение Президента страны Владимира Владимировича Путина о проведении процедуры согласования таких законов было своевременным и необходимым.
В результате было переработано более 300 республиканских законов. Получилось так, что по ряду позиций наш региональный парламент значительно опережал федеральный. И хотя многие из принятых в те годы законов Республики Башкортостан стали модельными для других регионов, а к отдельным проявил интерес и федеральный законодатель, до сих пор остаюсь при своем мнении, что необходимо было переориентировать и некоторые другие документы на федеральный уровень, придав им принципиально новый статус.
Все последующие годы Государственное Собрание Республики Башкортостан продолжало активно участвовать в совершенствовании федерального законодательства, реализуя свое право законодательной инициативы в Государственной Думе. Нам пришлось преодолевать изначальный скептицизм со стороны федерального законодателя к региональным инициативам. Предложения из субъектов России просто клали под сукно, а число принятых законов, можно сказать, было на уровне погрешности, которой можно пренебречь.
Однако благодаря упорству и конструктивности мы сумели выстроить рабочие отношения с коллегами из Государственной Думы и Совета Федерации. Сегодня налажена система взаимодействия, нас знают, а к инициативам относятся с должным уважением. Например, в прошедшем 2014 году мы направили 16 законодательных инициатив о внесении изменений в федеральные законы, 4 из которых уже обрели силу федеральных законодательных актов.
Сейчас Государственное Собрание изучает вопрос об обращении в Государственную Думу с законодательной инициативой о внесении изменении в Федеральный закон «О ветеранах» в части установления труженикам тыла военных лет в регионах России равнозначного объема мер социальной поддержки.
Кстати, Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин во время рабочего визита в Башкортостан отметил Государственное Собрание как один из наиболее активных региональных парламентов.
В настоящее время Государственное Собрание достойно представляет нашу республику в Совете законодателей при Федеральном Собрании и в Ассоциации законодательных органов субъектов Федерации Приволжского федерального округа, объектом рассмотрения которых становятся наиболее актуальные и злободневные вопросы, требующие совместного обсуждения.
Наш парламент уже долго и плодотворно взаимодействует с отдельными парламентами стран СНГ и дальнего зарубежья, регионов России. Государственное Собрание не только перенимает чужой опыт, но и щедро делится своим. Например, сегодня по просьбе коллег из Республики Крым мы оказываем помощь в формировании законодательства этого нового субъекта Российской Федерации.
Уважаемые коллеги!
Оглядываясь на пройденный парламентом путь и сравнивая работу уже пяти созывов Государственного Собрания, мы видим вехи развития не только республиканского права, но и самого Башкортостана. Эти периоды отличаются друг от друга своей динамикой, числом принятых законов, они различны по тактическим задачам в правотворчестве.
Государственное Собрание никогда не было закостеневшей структурой. Всегда в соответствии с требованиями времени применялись новые формы и виды законотворческой деятельности, а если была необходимость менялась и сама структура парламента. Нынешний, пятый созыв отличает политическое многообразие. Впервые в высшем законодательном органе республики представлены сразу шесть партий. Персональный состав депутатского корпуса обновился весьма существенно – на две трети.
Обращаясь в 2013 году с Посланием к новоизбранным депутатам Государственного Собрания, Глава республики Рустэм Закиевич Хамитов отметил, что само предназначение парламента – быть в гуще общественных проблем, работать рядом с людьми, и призвал депутатский корпус повысить степень участия в общих делах республики, борьбе с нарушениями в различных сферах, стать более доступным и прозрачным для людей.
Прекрасно помню, как депутаты, не успев остыть от избирательной гонки, сразу активно стали работать в своих округах: проводить приемы граждан, встречи с коллективами предприятий, участвовать в жизни районов и городов, в реализации давно назревших, сложных инфраструктурных проектов, заниматься благотворительной деятельностью. Уверен, что этот высокий уровень и темп работы будет сохранен.
Скажу еще об одной существенной черте современного этапа развития нашей демократической парламентской системы. Я имею в виду широкое общественное участие граждан в процессе принятия решений на всех этажах власти. Мы за последнее время сделали многое, чтобы открыть деятельность Государственного Собрания для граждан и средств массовой информации.
Благодаря продолжающемуся внедрению системы «Электронный парламент» и модернизации нашего официального сайта теперь в открытом доступе размещаются результаты голосования, все заседания транслируются в режиме онлайн. У депутатов имеются странички, где они могут размещать информацию о своей деятельности. Каждый человек может войти и посмотреть, чем занимаются его избранники, написать здесь же обращение.
Активно внедряются принципы сетевой демократии, открывающей возможность каждому гражданину непосредственно участвовать в принятии любых значимых решений при помощи информационных технологий.
Более четырех лет назад мы вынесли на всеобщее обсуждение проект Кодекса республики об административных правонарушениях, что вызвало большой отклик среди жителей республики. Увидев, что тема востребована, мы эту практику закрепили юридически, приняв Закон «Об общественном обсуждении проектов законов Республики Башкортостан». Затем были внесены изменения в Конституцию республики в части наделения самих граждан правом выступать инициаторами законопроектов и вносить их в Государственное Собрание. А в декабре 2014 года республиканский Закон, регламентирующий порядок внесения гражданских законодательных инициатив, был подписан Главой республики.
В обсуждение также активно вовлекаются экспертное и научное сообщество, общественные организации. При комитетах Государственного Собрания созданы экспертные советы, в которые вошли представители науки, органов госвласти, руководители предприятий и организаций, имеющие большой практический опыт по обсуждаемой тематике. Часто их заседания – это настоящий мозговой штурм, а выработанные рекомендации становятся основой для внесения изменений в действующее законодательство.
Широкое привлечение общественности к обсуждению законопроектов становится крайне важным моментом законотворчества парламента. Тем самым мы не только улучшаем качество законов, но и способствуем тому, чтобы население повышало уровень своей политической и правовой культуры, имело возможность публично излагать свое мнение, свое отношение. И мы, проводя мониторинг, всегда учитываем, насколько позитивно люди относятся к тем правовым установлениям, которые выходят из стен парламента. Как сказал в свое время выдающийся российский историк и крупнейший литератор 18-го века Николай Михайлович Карамзин, «законы хороши, но их надобно еще хорошо исполнять, чтобы люди были счастливы».
Чтобы закон заработал в полную силу, необходимы совместные усилия всех ветвей власти, в том числе постоянный мониторинг его исполнения. Соответствующие механизмы для его реализации сегодня отработаны. Руководители органов исполнительной власти регулярно выступают перед депутатами с докладами и отчетами, выявляются пробелы в содержании законов, ведется совместный поиск наиболее оптимальных решений.
Уважаемые коллеги!
Разрешите мне в завершение сказать слова благодарности парламентариям всех предыдущих созывов, Главе республики, нашему Правительству и Конституционному Суду, Центральной избирательной комиссии и Прокурору республики, представителям муниципальных образований, всем нашим друзьям, партнерам и коллегам за огромную совместную работу, проделанную за прошедшие годы.
За 20 лет мы прошли путь, на который у многих других парламентов уходили столетия. Оглядываясь назад, хотелось бы подчеркнуть: пройден он достойно. Нам удалось создать абсолютно новую для республики систему законодательства, главным приоритетом которой является Человек и его ценности.
И сегодня мы совместно с учеными республики проводим научно-практическую конференцию на тему «Парламентаризм Башкортостана: история и перспективы развития». Думаю, что участники этого форума дадут справедливые оценки деятельности Государственного Собрания и обозначат перспективы его движения вперед.
В обозримом будущем совершенствование парламентаризма в регионах может стать одним из важнейших путей развития государственного строительства в Российской Федерации. Уверен, что и в дальнейшем последовательная работа Государственного Собрания позволит обеспечивать необходимые правовые условия для повышения благосостояния жителей Башкортостана, укрепления гражданского мира и согласия.