Республика Башкортостан
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Давайте уважать друг друга

15 августа 2013, 16:00
Когда говорят, что правила дорожного движения написаны кровью, это не преувеличение.\r\n

Направляясь на очередное редакционное задание за репортажем в Инорс, я решил сократить время в пути и вырулил на проспект Салавата Юлаева. Казалось бы, обычный маршрут, который я выбираю довольно часто, чтобы добраться до Сипайлово или ДОКа, привлёк внимание вашего покорного слуги новой дорожной разметкой и знаками с изображением фотоаппарата со вспышкой. Тут же вспомнилось, как на одной из недавних пресс-конференций координатор партийного проекта "Безопасные дороги" начальник управления ГИБДД по РБ полковник полиции Динар Гильмутдинов рассказывал журналистам о том, что в скором времени в Уфе появятся совершенно новые, суперсовременные комплексы фиксации нарушений правил дорожного движения. "Неужели началось?" - подумал я и, взглянув на стрелку спидометра, которая приближалась к отметке в 90 км/ч, сбросил скорость до положенных 80 километров. Увидев вечером такие же знаки по дороге домой в Дёму и услышав о них же от своих затонских друзей, решил не откладывать дело в долгий ящик и разузнать все подробности у главного инспектора республики лично. Благо Динар Загитович всегда открыт для общения с прессой. Так что на следующий день звонок в ГИБДД, уточнение времени, та же "Салаватка" (80 км/ч - не больше!), ещё немного - и вот я уже включаю диктофон, чтобы услышать ответ на свой первый вопрос.

Азат САДРЫЕВ

"Кречет" - птица ловчая

- Динар Загитович, только ленивый водитель не заметил новых дорожных знаков и новой разметки, предупреждающих о камерах фиксации нарушений правил дорожного движения. Скажите, что это за новые устройства и в чем их отличие от прежних?

- В век технического прогресса и новых технологий стараемся не отставать. Поэтому службы ГИБДД переходят на бесконтактную фиксацию правонарушений, допускаемых водителями на дорогах республики. В Башкортостане работает целевая программа по развитию безопасности дорожного движения с общим финансированием 1,165 млрд. рублей. На часть выделенных средства приобретены 37 комплексов автоматической фиксации "Кречет" (цена каждого комплекса - 2,7 млн. рублей. - Прим. авт.), которые прошли сертификацию в ноябре прошлого года и являются, по сути, новейшей системой в области применения. Десять из них мы уже установили на городских улицах Уфы. Лишь один такой комплекс способен следить за четырьмя полосами движения, в том числе разнонаправленного. "Кречет" фиксирует не только нарушение скоростного режима, но также выезд на полосу встречного движения, выезд на выделенную полосу для движения общественного транспорта. И теперь у нас, с учётом 37 новых "Кречетов", в работе будет применяться 100 стационарных комплексов. Главное отличие новых камер от действующих до сих пор состоит в том, что они отлично читают автомобильные номера в любую погоду и время суток. После просмотра фотографий, сделанных утром, днём, вечером, ночью, в дождливую и солнечную погоду, я был просто восхищён их качеством. Кроме того, "Кречеты" идеально вписываются в городскую эстетику, компактно располагаются на электроопорах городского освещения, для них не нужны дополнительные конструкции, подобные тем, что мы видим на проспекте Салавата Юлаева.

- А где будут установлены эти зоркие "фотосоколы"?

- Они уже есть на проспекте Октября, на спуске к затонскому мосту, на улицах Сипайловской и Менделеева. Об их наличии водителей заранее предупреждают специальные знаки. Также "Кречеты" будут установлены на тех магистралях, где у нас часто нарушают скоростной режим, паркуются в неположенных местах.

- Какой смысл в этих современных и дорогих комплексах, если водители заранее будут знать, где они установлены, и будут снижать скорость на данном участке?

- Вы понимаете, перед нами не стоит и никогда не стояла задача собрать как можно больше штрафов с водителей. В то же время понятие неотвратимости наказания за совершенное правонарушение является неотъемлемой частью профилактики смертности на дорогах. Нашей главной задачей всегда было и остаётся обеспечение безопасности водителей, пассажиров и пешеходов на опасных участках дороги, сохранение их жизни и здоровья. Там, где установлены комплексы, уже нет ДТП с тяжкими последствиями.

- "Кречеты" будут бдить за дорожной обстановкой только в Уфе?

- Пока реализуется лишь первый этап республиканской целевой программы по развитию системы автоматической фиксации нарушений ПДД. "Кречеты" появятся на федеральной автодороге Уфа - Оренбург, на въездах в республику. Во время встречи с президентом Башкортостана Рустэмом Закиевичем Хамитовым я доложил, что если мы хотим хотя бы более-менее перекрыть территорию всей республики, то нам необходимо минимум 800 стационарных комплексов. Сегодня их всего 100, и все они установлены в Уфе. С помощью механизмов федерального компонента программы "Безопасность дорожного движения" мы планируем ввести в эксплуатацию ещё порядка 40 новых комплексов, приобретение которых будет профинансировано централизованно из федерального бюджета. Они будут установлены вокруг башкирской столицы на заявивших о себе аварийно опасных участках и на участках автодорог с опасными для движения характеристиками, такими, как длительные разгонные участки с опасными поворотами, высокими кюветами.

- Новые стационарные комплексы способны на многое. Но они точно не смогут определить, пьян водитель или трезв.

- Профилактические мероприятия мы проводим каждую неделю. Это наша повседневная работа. Каждый день мы задерживаем более 100 пьяных водителей по всей республике. Меньше, к сожалению, не бывает. Только с начала года инспекторы ДПС задержали около 19 тысяч пьяных водителей. Это огромная цифра! В летнее время, особенно по выходным, количество задержанных водителей, управляющих транспортным средством в нетрезвом состоянии, доходит до 160-180 человек по всей республике.

- Почему же люди садятся за руль в пьяном виде? Что их заставляет так рисковать своими и чужими жизнями?

- Их ничего не заставляет. Просто все надеются на авось да на то, что сотрудники ГИБДД их не остановят. Когда говорят, что правила дорожного движения написаны кровью, это не преувеличение. И это должен помнить каждый водитель.

- В адрес нашей редакции нередко приходят письма от возмущённых жильцов, которые жалуются на припаркованные на тротуарах и газонах автомобили. Порою уфимские дворы заставлены так, что женщине с коляской приходится гулять по проезжей части. Там же бегают и играют дети. Как быть в такой ситуации?

- Вопрос с парковкой во дворах очень сложный. Сегодня все считают, что за весь транспорт, в том числе неправильно припаркованный во дворах, отвечает ГИБДД. Но это не так. Мы отвечаем за безопасность дорожного движения, нарушения ПДД, следим за тем, чтобы все ездили по правилам. Все остальные вопросы касаются муниципалитетов, балансосодержателей дорог, муниципальных образований. Но я не хочу сказать, что мы находимся в стороне от этой работы. Мы тоже помогаем муниципалитетам, пишем предписания, составляем протоколы на должностных лиц, чтобы они в рамках своих полномочий рассматривали эти вопросы, чтобы при строительстве жилых домов учитывали необходимость парковочных мест.

- Какова реакция на ваши предписания?

- Чиновники думают, что все эти документы нужны только начальнику ГИБДД. Поэтому в случае невыполнения наших предписаний мы составляем протоколы на юридическое лицо со штрафом в несколько десятков тысяч рублей. Если после этого его не исполняют, то мы отправляемся в органы прокуратуры. И так будет продолжаться до тех пор, пока руководители не поймут, что это не для меня нужно, не для сотрудников ГИБДД, а для людей! У чиновников, как правило, один и тот же аргумент: нет денег, они ничего не могут сделать. Руководители должны понимать: наше общество становится зрелым, придет время, и очень скоро, когда люди начнут требовать от руководителей тех же муниципалитетов за качество дорог. И не просто сотрясать воздух словесами, а через суды. Если нет дорог, пускай отвечает глава города, района.

- С дворовыми парковками понятно, а что делать с хаотичными парковками на дороге, когда владельцы оставляют свои машины во втором, а то и в третьем ряду, тем самым мешая проезду других автомобилистов, общественного транспорта, машин спецслужб?

- Такие хаотичные парковки чаще всего возникают в рабочее время в центре города, вблизи торговых и бизнес-центров. Хотя все они имеют парковочные места. Но люди не хотят туда заезжать из-за стоимости в 10-20 рублей или из-за того, что придётся пройти пешком 100-200 метров. На мой взгляд, основная причина - в отсут-ствии уважения друг к друга. Ну давайте мы сейчас поставим 500 эвакуаторов и будем всех эвакуировать. Кому это понравится? Да никому! Впрочем, массовую эвакуацию неправильно припаркованных транспортных средств мы начнём в ближайшее время. Осталось лишь подготовить все соответ-ствующие документы.

- Осталось меньше месяца до окончания летних каникул. На дорогах заметно увеличится количество детей, школьников, студентов. Для вашего ведомства это особая пора.

- Ежегодно мы с 1 августа начинаем комплексное обследование школ на готовность в части безопасности дорожного движения - наличие пешеходных переходов, светофоров вблизи дошкольного или среднего учебного заведения. В этом году на совещании у президента республики мы приняли решение, что сотрудники ГИБДД также будут входить и в комиссии по приёмке школ. Планомерная работа в данном направлении уже начата. Наши сотрудники выдают предписания о тех или иных недостатках школам, детским садам, вузам. К 20 августа все нарушения должны быть устранены. В противном случае акт приёмки наши сотрудники подписывать не будут. А что касается профилактических мероприятий с детьми, то с 1 по 10 сентября все сотрудники ГИБДД, независимо от звания и должностей, проведут уроки по правилам дорожного движения. Как говорится, свой жезл сменят на учительскую указку. Но наши усилия не будут стоить абсолютно ничего, если в первую очередь сами родители не объяснят своим детям, как нужно вести себя на дороге. Приведу простой пример: пару дней назад я ехал домой после работы и увидел женщину, которая с двумя детьми, на вид 4 и 7 лет, переходила проспект Октября в неположенном месте! Я не выдержал, остановился, попытался сделать ей замечание: как же вы воспитываете детей? "Сама знаю", - был ее ответ. И ушла. Вот вам наш менталитет.

- Как известно, депутаты Госдумы предложили легально продавать "красивые" номера на машины.

- Я к этой идее отношусь положительно. Давно пора. В своё время мы ввели в практику выдачу "красивых" номерных знаков на отечественные машины, на грузовики, автобусы, мусоровозы. И что вы думаете? Весь этот транспорт скупили вместе с номерами! Потом их просто перекидывают на другие машины. Поэтому такую практику мы больше не используем. Хотя "красивые" номера абсолютно никаких привилегий перед другими участниками дорожного движения не дают. Их останавливают и штрафуют за нарушения так же, как и остальных. Мы ежедневно ведем компьютерный учёт, сколько нарушителей наказано и сколько среди них владельцев так называемых "красивых" номеров. И я уже на своём компьютере могу задать параметры номеров, например 001, 002, 007, 102, 777 и т.д., и посмотреть, сколько было нарушений и сколько составлено протоколов. Мы хотим искоренить мнение, что обладатели таких номеров имеют иммунитет. Его нет. Сегодня 90% автопарка в Уфе - иномарки, и сидеть подбирать номера "красивые" мы не собираемся. Выдаём регистрационные знаки согласно приказу - по очереди, независимо от того, какая там машина - "Мерседес", "Жигули" или "КамАЗ".

- В начале лета региональное отделение партии "Единая Россия" запустило конкурс под названием "Глаз народа". Его главной целью является профилактика детского дорожного травматизма, повышение уровня культуры водителей транспортных средств, пропаганда безопасности дорожного движения. Однако мнение общества об этом конкурсе разделилось. Большинство опрошенных нами водителей говорят о том, что людям давно пора бороться с "автохамами" на дороге, снимая их нарушения на видеорегистратор и направляя ролики в соответствующие органы. Но есть и те, кто называет это стукачеством. Каково ваше мнение? Как вы в целом оцениваете сам конкурс?

- Мы не можем поставить сотрудника ДПС на каждом перекрёстке, на каждой дороге. У нас штат сегодня всего 2000 человек. А для того, чтобы более-менее фиксировать каждое нарушение в республике, их нужно в 50 раз больше! Либо установить на дорогах и перекрёстках более трёх тысяч комплексов фото- и видеофиксации. Поэтому никакого стукачества, как вы сказали, здесь нет и быть не может! Это - гражданская позиция. А тот, кто считает иначе, пусть на мгновение представит себе, что он смог бы предотвратить жуткое ДТП с человеческими жертвами, если бы своевременно сообщил о лихаче.

- Динар Загитович, спасибо вам за беседу. Ваши пожелания нашим читателям?

- Хотелось бы через вашу газету обратиться не только к водителям, но и ко всем остальным участникам дорожного движения - пассажирам, пешеходам. Я очень хочу, чтобы наши дороги были самыми безопасными, чтобы мы не забывали, что любого человека ждут дома. Правила могут быть самыми строгими и жесткими. Но есть еще одно, по-моему, главное правило - уважение к человеку. Оно срабатывает безотказно в повседневной жизни и, конечно же, на дороге. Будьте немного вежливее друг к другу, цените свою жизнь и жизнь других людей!

По материалам газеты "Единая Россия - Башкортостан" №32 (243) от 15 августа 2013 г.

Спикер
Гильмутдинов Динар Загитович
Гильмутдинов Динар Загитович
Начальник Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД по Республике Башкортостан

Общественная приемная