«Безопасные дороги» - важный и полезный проект
Илья МАКАРОВ, Александр ДАНИЛОВ (фото)
- Динар Загитович, вы координируете в республике партийный проект «Безопасные дороги». Ваша оценка?
- Очень важный и полезный проект. В нем никакой политики – только забота о том, чтобы человек – пешеход ли, водитель – на наших дорогах были в безопасности. Мне предложили координировать проект «Безопасные дороги», я тут же согласился. Я на хорошие дела зажигаюсь быстро. Отличная идея, точное название. У проекта большая пропагандистская цель – воспитывать законопослушного водителя, пешехода. Почему не использовать административный, если хотите, партийный ресурс для такого благого дела? Этот проект дает эффект.
- К вам приходят представители других партий с подобными предложениями?
- Если честно, кроме «Единой России», больше никто. Мы, скажу вам так, открыты для всех партий. Главное, чтобы проекты приносили пользу обществу, республике, стране.
- Какова главная причина аварий?
- Статистика, увы, говорит о том, что мы не выполнили задачу по снижению аварийности по первому кварталу. Из-за чего происходят все ДТП? Из-за невнимательности водителя и просто из-за игнорирования правил дорожного движения. Взять любое ДТП, на 80 – 90 процентов оно имеет в основе правовой нигилизм. Недаром в народе говорят: «Бойтесь дураков на дорогах». Или другой момент: человеку в дальней дороге положено отдыхать, он, тем не менее, едет. Недавний пример - в Октябрьском. Пять человек погибли в микроавтобусе. Ехали из Бишкека в Москву. Не доехали. Только потому, что водитель уснул за рулем и выехал на «встречку». Как тут не скажешь про то, что это была смертельная усталость? Смертельная не только для него, но и для всех его пассажиров. Таких примеров – предостаточно. Только наказанием водителей с нашей стороны невозможно достичь порядка на дорогах. О чем говорить, если водители садятся за руль в пьяном состоянии. Мы за три месяца с начала года задержали восемь с половиной тысяч (!) водителей. Это больше, чем за квартал в прошлом году. Да мы и в прошлом-то году росли. Ни в одном субъекте Российской Федерации не задержали столько пьяных водителей, сколько задержали мы в республике в 2014-м. Это и есть правовой нигилизм, грубый, демонстративный. Считаю это самым отвратительным и вызывающим нарушением.
- Что делать?
- Не пить. А если выпил, не подходить к машине на пушечный выстрел. Считаю, чем быстрее примут закон об уголовной ответственности, тем скорее мы решим эту проблему. Что мы сегодня видим: один водитель попадается за вождение в пьяном состоянии по три, четыре, даже по пять раз. Не боятся ни сотрудника ГИБДД, ни Бога, никого. Ну, куда это годится?! Считаю, они не просто нарушают ПДД, они нагло переступают закон.
- Здесь, в республиканской ГИБДД, прочитал на стене памятку водителю. В ней записана просьба «воздержаться» от поездки, если человек выпил. Это слово «воздержаться» умиляет. Надо карать за это беспощадно!
- Сегодняшняя кара для пьяного – до пятнадцати суток. Я считаю, это наказание счастьем для него: сотрудник автоинспекции задержал и тем самым уберег от совершения аварии, спас его собственную жизнь и жизнь людей. Суд дает ему 15 суток. А тот отсидел эти сутки - и опять садится за руль! И ездит без прав. Мы не можем постоянно караулить таких водителей, у нас других вопросов предостаточно.
- Но что-то меняется в лучшую сторону?
- Если взять статистику механических ДТП, мы в этом году начали снижаться. За три месяца по сравнению с прошлогодним периодом, количество таких происшествий уменьшилось на 3,5 тысячи. Это для нас цифра великолепная. В Уфе почти на две тысячи меньше стало ДТП с механикой.
- Неужели дороги стали лучше?..
- Понятна ваша ирония. Да, многим водителям не нравится качество автомобильных дорог.
- А лично вам как наши дороги?
- Дороги в очень плохом состоянии. Каждый участник дорожного движения в городах и районах видит и испытывает это качество на себе, на своей машине. Да, за один день отремонтировать их невозможно. Да, климатические условия у нас не подарок. Может, технологии дорожного строительства устарели. Но, по крайней мере, ямочный ремонт все делают. К июню, полагаю, ямочный ремонт закончат.
- Что могут сделать в этом отношении сотрудники ГИБДД?
- Мы информируем глав городов и районов о состоянии дорог. Второй этап – направляем предписание. Если не исполняются, составляем протокол. Если и это не действует, обращаемся в прокуратуру. Три-четыре года назад протоколы составлялись на нескольких юридических лиц, сегодня уже более тысячи протоколов. Сотрудники ДПС при выявлении недостатков по содержанию дорог составляют соответствующий акт, который передают госинспекторам дорожного надзора. После чего составляется административный материал по статье 12.34 КоАП РФ и также выдается предписание на устранение недостатков. При невыполнении в указанный срок оформляется протокол по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ. Этой работой мы вносим свой вклад в изменение ситуации на дорогах в сторону улучшения.
- Динар Загитович, вы в Госавтоинспекции уже сколько лет?
- Без малого 24 года. Из них на должности начальника ГАИ-ГИБДД – десять лет. Когда я только начинал, помню, инспектор ГАИ был чуть ли не богом на дороге. Время поменялось. Пришли новые технологии. Водители становятся профессиональными, грамотными, знают нормативные документы, находятся в курсе всех изменений в законодательстве. Вежливое, тактичное обращение на дорогах к пешеходам, водителям – наша приоритетная задача.
- Вы легко идете на контакт со СМИ, общаетесь с аудиторией в интернете. А там, между прочим, публика разная. За словом в карман не лезет - вас там и ругают, и обидные реплики отпускают. Самолюбие не страдает?
- Вы знаете, общение со СМИ – это очень важная часть нашей работы. Не только я, все наши сотрудники активно выходят на контакт с журналистами. Поверьте, самолюбие здесь не при чем. Мы занимаемся профилактикой нарушений на дорогах. А что касается критики, то я воспринимаю ее правильно. И наши сотрудники в большинстве своем тоже. Работа у нас не самая простая. Кому понравится, что его лишают водительского удостоверения? Редко кто благодарит инспектора, который штрафует за нарушение ПДД. Я за всю жизнь встретил только одного такого человека. Я тогда работал в уфимской ГАИ. Составил протокол в отношении водителя, который нарушил правила. Он пообещал, что это в последний раз. Года два назад я с ним встретился. Он мне сказал: спасибо, мне первое нарушение стало уроком. После этого – ни разу. Когда вы начнете ругать сотрудника ГИБДД, вспомните, пожалуйста, о том, кто первым приходит на помощь пострадавшим в ДТП? Наши ребята, сотрудники автоинспекции! Почему люди не хотят понять, что сотрудник ГИБДД – это, в первую очередь, помощник? У нас нет задачи наказывать – наша задача предупреждать, проводить профилактику. Поверьте, строже, чем мы сами, к нашим сотрудникам никто не относится. Не люблю, когда ругают моих сотрудников. Лучше я сам это сделаю.
- А им достается?
- А сами как думаете? Я на службу прихожу в шесть пятнадцать утра. Просматриваю сводку происшествий. Анализирую. Просматриваю социальные сети, узнаю, где, что про нас говорят.
- В 2013 году региональное отделение партии инициировало в республике проект «Глаз народа». Выкладывали люди видеосюжеты с нарушениями правил дорожного движения. Что сегодня с этим проектом?
- Вы знаете, нужна юридическая основа для того, чтобы эти сюжеты имели законную силу. Сегодня видеосюжет не является документом. Ждем, когда Госдума примет соответствующий закон.
- В марте в БГУ при поддержке «Единой России» состоялся представительный «круглый стол», который назывался «Прогноз безопасности». Эффект есть?
- Он проводился не только тех, кто собрался в университете. В режиме онлайн он транслировался на всю республику. Нас слушали более 20 тысяч студентов. Даже если мы спасем одну жизнь из этих тысяч, уже великая польза таких мероприятий! И мы в какой-то мере свою задачу тоже выполнили.
- Мы все живем в ожидании ШОСа и БРИКСа. Ждем, что дороги наши вот-вот преобразятся. А они какие были, такие и остаются. Кажется, еще хуже стали. Даже дорожных разметок не видно, хотя снег уже сошел давно…
- Не соглашусь. Возьмем Оренбургский тракт. Рустэм Закиевич Хамитов давно уже, еще только когда начал работать главой республики, когда про ШОС и БРИКС никто и не заговаривал, поставил задачу: на Оренбургском тракте надо убрать светофоры. В этом году на этом тракте уже несколько надземных пешеходных переходов строится, как следствие, мы убираем светофоры, движение транспорта не останавливается. А когда мы поставили разделительный парапет на трассе, у нас практически сошла на ноль смертность. А ведь люди гибли на кафе «Отдых», на так называемой Цыганской поляне. На «Бульваре Славы», на «Железнодорожной больнице» тоже ситуация изменилась после того, как там построили подземный переход для пешеходов. (Тьфу, тьфу, чтоб не сглазить). Идет же развитие города. Меняется дорожная инфраструктура. Ну, как же не замечать этого?
- Когда мои друзья, коллеги узнали, с кем предстоит разговор, попросили задать вам свои вопросы.
- Готов ответить.
- Зачем ваши сотрудники прячутся в кустах и караулят оттуда нарушителей?
- Если прячутся, сообщайте нам по номеру 128 – это телефон доверия. Разберемся. Мы боремся с этим сами. Если будете сообщать, этим только поможете нам. Мы должны работать открыто, чтобы участники дорожного движения видели нас.
- Иногда дорожные знаки устанавливают в местах, где их трудно заметить.
- Не согласен. Есть строгие требования. Чтобы установить дорожный знак, должна быть дислокация дорожного полотна. На федеральных, республиканских дорогах у нас есть 100-процентная дислокация. У нас есть копии дислокаций. Дважды в году наши инспекторы проводят обследование дорожных знаков. Если знак упал, либо его сбили, украли, мы выписываем предписание дорожно-коммунальной службе на замену. Или если, согласно анализу, видим, что на том или ином участке федеральной трассы участились ДТП, то, прежде чем установить знак, мы пишем в ГИБДД РФ, они направляют в федеральное агентство предписание о том, что в связи с увеличением количества ДТП необходимо поставить временный знак, допустим, на три месяца. Если взять населенные пункты – города и районы, то дислокация дорожных знаков, которые соответствуют ГОСТу, новым правилам, новым стандартам, составляет где-то 85 процентов. В этом году планируем довести до100 процентов и завершить эту работу. Дислокацию дорожных знаков положено менять каждые десять лет. Стандарты, ГОСТы меняются, значит, знаки должны соответствовать этим изменениям.
- А план по протоколам и по штрафам у вас есть?
- Нет такого. У нас есть другое. Скажем, если на федеральной дороге М5 на территории Иглинского района происходят постоянные ДТП на полосе встречного движения, как же обойтись без документального оформления? Мы составляли протоколы и будем это делать впредь при факте нарушения. Нам нужно не количество протоколов, а улучшение ситуации на дорогах. Протокол – это средство.
- Самые удручающие дороги в каких городах?
- Во многих городах и районах они оставляют желать лучшего. Столица еще - куда ни шло. Но в Черниковке дорог нет…
- Вопрос, как говорят военные, крайний: вас самого штрафовали когда-нибудь? Вы сами нарушали ПДД?
- Нет. В молодости не случилось. А когда пришел в Госавтоинспекцию, поводов не давал. По крайней мере, на камеру я еще ни разу не попался. Обязан по службе, по долгу и как законопослушный гражданин соблюдать ПДД. Как говорится, сам Бог не велит нарушать правила.
По материалам газеты «Единая Россия - Башкортостан» от 23 апреля 2015 г.