4 ноября страна отметит День народного единства

Многие до сих пор практически ничего не знают об истории этого государственного праздника, поэтому хотелось бы для начала восполнить этот пробел. 4 ноября (22 октября по старому стилю) - день обретения Казанской иконы Божьей Матери, покровительницы освободителей Москвы от польских интервентов. Эту дату в России отмечали с 1649 года, после выхода соответствующего указа царя Алексея Михайловича Романова, и вплоть до 1917 года.
Событиям ноября 1612 года предшествовал один из самых сложных периодов в истории России - Смутное время. В 1584 году на российский престол вступил сын Ивана Грозного - царь Федор Иоаннович. Во время непродолжительного царствования Федора в Угличе был убит его младший брат, малолетний царевич Дмитрий. Поэтому, когда Федор умер, не оставив после себя наследника, прямых потомков рода Рюриковичей, сидевших на московском престоле с XIII в., не осталось и царем в феврале 1598 г. был избран боярин Борис Годунов - брат жены умершего царя.
Однако судьба не благоволила Годунову. Величайший голод 1600-1603 годов, наступивший вследствие небывалой засухи, принес много бед стране и подорвал доверие народа к царю, который, как считалось, несет ответственность за все происходящее. Общественное мнение возложило на Годунова ответственность за гибель юного Дмитрия Иоанновича и обвинило его в незаконной узурпации власти. В таком случае "великий голод" становился "божьим наказанием" народу за поддержку узурпатора. И только "законный" наследник Иоанна на престоле мог вызволить страну из беды. Поэтому не случайно появление в 1604 году "чудом спасшегося" царевича Дмитрия, который на самом деле был иноком Чудова монастыря Григорием Отрепьевым. Заручившись поддержкой Литвы и Польши, самозванец вступил с войском на русскую землю.
Молва о самозванце быстро разнеслась по всей России, и многие в народе поверили, что царевич Дмитрий спасся. Однако отряд Лжедмитрия в январе 1605 года был разбит, а самозванец стал подумывать о бегстве из страны. 13 апреля 1605 года неожиданно скончался Борис Годунов, и Москва присягнула в верности его сыну Федору. Примеру ее последовали многие города России. Но бояре решили организовать заговор, свергнуть молодого царя и пригласить на престол Лжедмитрия, надеясь получить в его лице послушного им монарха. Федор Годунов был убит, Лжедмитрий торжественно прибыл в Москву и стал Московским царем. Открытая опора на поляков и самостоятельный характер Лжедмитрия скоро оттолкнули от него и москвичей и боярство. Вновь организуется заговор и 17 мая 1606 года Лжедмитрия убивают. 1 июня новым царем становится князь Василий Иванович Шуйский.
Однако спокойствия в стране не наступило. Возникли упорные слухи о новом самозванце. Из Польши появился опять "чудом спасшийся" царь Дмитрий Иоаннович, которого поддержали противники Шуйского. В 1608 году войска Лжедмитрия II осадили Москву. Часть городов России поддержали самозванца, часть осталась верной Шуйскому. На территории страны начали хозяйничать отряды польской шляхты. На севере русские города грабили шведские отряды. В 1610 году Лжедмитрий II бежал из-под Москвы и погиб, бояре свергли Василия Шуйского и пригласили на престол королевича Владислава - сына польского короля Сигизмунда III. В Москву вошло польское войско гетмана Жолкевского, который, установив свою власть, разогнал царскую думу и завладел казной и царскими сокровищами.
В то время, как многие области России были готовы примириться с происходящим, нижегородцы не признали решения бояр призвать на российский трон сына польского короля и призвали соседние города собирать ратников для изгнания интервентов. Первое ополчение, попытавшееся в 1611 году освободить Москву, не достигло своей цели, и было разбито. И только второе ополчение, во главе которого встали князь Дмитрий Пожар-ский и нижегородский земский староста Козьма Минин, смогло изгнать поляков из столицы России. 22 октября поляки были выбиты из Китай-города, а 25 октября сдались окончательно, покинув Кремль.
Благодарные россияне не забыли своих героев - 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади был открыт памятник героям Смутного времени - Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому. А теперь 4 ноября в России - государственный праздник.
Насколько эта дата воспринимается россиянами как годовщина некоего важного исторического события? Увы, нужно признать, что День народного единства пока не укрепился в сознании жителей России как бесспорный символ. Слишком далеки те события от наших сегодняшних проблем. Для дореволюционной России этот праздник естественен - фактически отмечался приход к власти правящей династии Романовых. Но после 1917 года он перестал быть актуальным. Его восстановление воспринимается в общественном сознании как несколько искусственная альтернатива 7 ноября. Но и возврат к этому празднику уже невозможен - отмечать в современной рыночной и демократической России годовщину революции, целью которой было уничтожение капитализма и установление мировой коммунистической диктатуры пролетариата - нонсенс.
Марат МАННАНОВ, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории, заместитель директора института исторического и правового образования БГПУ им. М. Акмуллы
По материалам газеты "Единая Россия - Башкортостан" № 43 (254) 31 октября 2013 г.